Академик Маров: «Творчество Циолковского перекликается с «Маленьким принцем»»

Академик Маров: «Творчество Циолковского перекликается с «Маленьким принцем»»

В Калуге ждут постановку известной повести и открытия научных Циолковских чтений

Все, о чем говорил в свое время великий мыслитель, космист Константин Циолковский, до сих пор уверенно перекликается с нашей сегодняшней жизнью. Накануне 17 сентября, когда отмечается 164 года со дня рождения великого теоретика космоса, мы побеседовали об этой связи с академиком РАН Михаилом Маровым, которому предстоит на днях открывать традиционные Циолковские чтения в Калуге.

Фото: ruwikipedia

Идея расселения человечества в космическом пространстве, создание малых орбитальных городов-станций вокруг Земли, отношение к жизни, как к ценному дару, которым надо пользоваться в первую очередь для совершенствования общества… Все эти идеи питают души передовых людей нашего времени.

– Циолковский был самоучкой, не имевшим систематического университетского образования, — говорит Михаил Маров. – Некоторые его работы казались слабыми в плане классической науки, но нельзя было не отметить, что написаны они были гениально. Он собственным умом проникал во многие сферы научного поиска, приходил к целому ряду интереснейших решений, новых идей, которые в силу доступных ему знаний, развивал очень нетривиальным образом.

– Какие именно его работы заслуживают внимания?

– Например, его объяснение принципа движения ракеты. Ему не были знакомы работы Мещерского (Иван Мещерский — русский и советский ученый-механик. — Авт.) по движению точки переменной массы. Почему переменной? Да потому, что она расходует часть массы, то есть топлива, на движение. Так вот, Циолковский, не зная этого, вывел свою знаменитую формулу для движения ракеты из совсем других исходных представлений. Это говорит о том, что он обладал замечательным умом и мог оригинально мыслить. Есть люди, ученые, которые кажутся исключительно одаренными, публикуют интересные результаты. Но делают это, заведомо обладая очень большим объемом чужой информации. Они имеют возможность анализировать, сравнивать, сопоставлять и делать обобщения. А есть ученые, которые сами оригинально мыслят и находят интересные закономерности изучаемых явлений. Циолковский был таким гениальным человеком, умел находить оригинальные подходы и решения.

Второе, за что мы ценим эту личность, – это умение широко мыслить. Только незаурядному человеку дана, как говорится, от Бога, возможность касаться не только своей, очень узкой темы, а думать о судьбе всего человечества. У Циолковского есть целый ряд замечательных идей, касающихся взгляда на мир, на социум, на место человека во Вселенной и на будущее человечества. Он был совершенно удивительным космистом. К такому роду людей принадлежали Николай Федоров, Владимир Вернадский… У нас порой очень примитивно рассматривают космизм, отождествляя его с высшим разумом, с тем, что где-то существует нечто эфемерное, не доступное людям, и это эфемерное нами управляет. На самом деле космизм — это более широкое обобщение места человека во Вселенной. Мы все, и Циолковский это в той или иной мере осознавал, зависим от космоса. То есть, – от космической погоды, от того взорвется вблизи нас или нет сверхновая звезда, которая может уничтожить Солнечную систему или насытить ее таким уровнем радиации, что биосфера не сможет ее выдержать. Это, наконец, вообще размышление о месте человека в мире.

– Так каким он его видел?

– Он считал, что, с одной стороны, мы зависим от окружающего нас космоса, но с другой – верил в могущество человеческого разума и способность выйти за пределы собственной среды обитания. Не просто познавать мир, но и использовать его в своих целях. Его одухотворенное представление о могуществе человеческого разума — это квинтэссенция всего его творчества.

– Ка вы думаете, современный человек отвечает его надеждам?

– К большому сожалению, современному человеку присуще стремление к эгоцентризму. Мы все больше замыкаемся в собственной скорлупе. К чему мы пришли в итоге нашего социально-экономического развития? В значительной мере – к миру потребительства. Нас все меньше волнуют вопросы общечеловеческих ценностей, того, что лежит в основе общечеловеческой этики, представлений об окружающем мире. Мы печемся только о собственном благе, а не о том, как усовершенствовать этот мир. И только отдельным выдающимся людям дана возможность думать о том, что они сделали в жизни, чтобы сделать ее лучше.

Константин Эдуардович был одним из таких людей. Многие его работы связаны с представлениями о поведении человека в невесомости, с тем, как можно создавать ограниченную локальную биосферу в космосе. По-моему, творчество Циолковского в какой-то мере очень сильно перекликается к творчеством Экзюпери, особенно с его «Маленьким принцем». Помните, как у Экзюпери: «Встал утром, – прибери свою планету». Эта планета – своего рода прообраз тех эфирных городов, о которых размышлял ученый. Они тоже требуют ухода. Циолковский мечтал переселять на такие искусственные планеты человеческие сообщества. Если угодно, то мы сейчас, спустя примерно столетие после работ великого нашего философа-космиста начинаем всерьез размышлять о создании подобных «новых миров» – обитаемых лунных баз. Это ведь тоже поселение вне Земли, которое может служить людям.

Получается, идеи Константина Циолковского не являлись только полуфантастическими выдумками, они несли в себе мало-мальскую научную основу, которая, как мы видим, может быть вполне осуществима человечеством.

Источник

Похожие записи