Warning: Creating default object from empty value in /var/www/u1300870/data/www/k-ing4.ru/wp-content/themes/theme/framework/admin/redux-framework/ReduxCore/inc/class.redux_filesystem.php on line 29
Вокруг проекта памятника Николаю Гумилеву разразился скандал | Все новости

19 января, 2022, 1:16

Select your Top Menu from wp menus
Вокруг проекта памятника Николаю Гумилеву разразился скандал

Вокруг проекта памятника Николаю Гумилеву разразился скандал

Общественность взбунтовалась против скромного бюста вместо полноценного монумента

Почему культурные инициативы и проекты в нашей стране так часто оборачиваются конфликтами и скандалами? На очереди — установка памятника на родине поэта Николая Гумилева, обрастающая новыми и новыми голосами несогласия.

Проект памятника Гумилеву — народный выбор по опросу общественного мнения. Фото: Алексей Бондарев, предоставлено Гумилевским обществом

Черта нашего времени – государство и общество словно наперегонки стараются исправить или хотя бы по возможности подправить трагические ошибки прошлого, очистить нашу историю от кровавых итогов разного рода перегибов. В числе таких пронзительных страниц – самосудный расстрел, по сути – убийство поэта, воина и путешественника Николая Гумилёва. В прошлом году минуло 100 лет со дня этой страшной даты и исполнилось 135 лет со дня рождения одного из гениальных творцов русской словесности.  У поэта нет места захоронения, отсутствует могила. Есть только предположительное место расстрела – участок на Ржевском полигоне, называемый Ковалевский лес. Общественность билась за то, чтобы наконец установить памятник в полный рост на родине Гумилева – в Кронштадте. 

Потребовалось три десятилетия, пока инициатива об установке памятника поэту была услышана чиновниками. Инициатива исходила от кронштадтских краеведов ( Виктор Ушаков, Владимир Шатров, Владимир Андреев), Петербургского общества памяти Гумилева, возглавляемого Анатолием Долево-Добровольским, выпустившим в 2005 первый том лекций из цикла «Семья Гумилевых» – «Николай Гумилев: поэт и воин».  В последующие годы им опубликованы несколько монографий, посвященных жизни и творчеству семьи Гумилёвых. В 2010-х годах к этой инициативе присоединилось Гумилевское общество.

И после долгих лет поиска справедливости в конце прошлого года вдруг, точно в пожарном порядке, администрация Кронштадта объявила конкурс проектов памятника, но сроки ему назначены спринтерские. Так, поручение главы Кронштадта о проведении конкурса эскизов памятника Николаю Гумилеву вышло 22 октября, меньше месяца отвели на прием заявок, а  представить эскизы соискателей обязали уже к  30 ноября. Выставка эскизных проектов прошла в  декабре. 

Но можно ли выносить и выверить монументальную идею в такие сроки? Тем не менее, нашлось несколько эрудированных и эмоциональных творцов, которые взялись за эту пожарную идею и представили на обсуждение общественности свои наработки. Правда, саму общественность на обсуждение проектов памятника позвать не успели. И вот уже проект выбран. Можно радоваться? Как бы не так – народ хотел видеть памятник любимому поэту в полный рост – ведь Гумилев – человек простора, путешественник, путник в прямом и переносном смысле слова. Однако высокое жюри выбрало бюст. И это при том, что в стране уже есть четыре  бюста Гумилеву.

Бюст Н. Гумилёвва, работы Е. Пильниковой, который занял первое место, по мнению жюри. Фото: Алексей Бондарев, предоставлено Гумилевским обществом

Общественность, которая, собственно, и породила идею памятника, то есть была фактическим его заказчиком и не один десяток лет радела об увековечивании памяти поэта, ужаснулась выбору академиков. Мнение государственной комиссии и тех, кто своим энтузиазмом породил идею монументального творения, разошлись радикально. Нужно отметить, что цели авторов памятника соответствовали условиям, в которых им было предложено работать и были минимальными: добиться портретного сходства. В чём и преуспели несколько работ.  

Один бюст поэта работы скульптора Екатерины Пильниковой оказался победителем с точки зрения официального жюри. Общественность же отдала свой голос и сердце совсем иной работе. В разных доступных формах шло голосование – на платформе ФБ, на очных встречах, по теме высказались члены Гумилевского общества, Гумилевского фестиваля и других организаций, а также было написано и опубликовано в интернете коллективное письмо с просьбой пересмотреть итоги конкурса – более двухсот человек высказались против бюста и за установление памятника в полный рост. Отчего же официальная комиссия отдала предпочтение вполне академической работе, в которой представлен скромный бюст? 

Такого рода отображение могло бы быть уместно для сына Николая Гумилева – Льва Николаевича, который был академическим учёным. Но Николай Гумилёв славен своим движением – он человек порыва, действия, пути! Чего стоит один его «Жираф»! И скульптурный образ такого человека должен соотноситься с простором, дышать воздухом пространств. Народное голосование Кронштадта выбрало проект ростовой сидящей фигуры, соотносимой и рифмующейся с ландшафтом города, ее авторы – скульптор Анастасия Лужина и архитектор Григорий Лысак. Этот проект получил третье место от жюри, но первое  у  активистов. 

В январские праздничные дни набирало обороты обсуждение и протест общественности страны, в числе которой – литературоведы и культурологи, писатели и журналисты, общественные деятели — Игорь Волгин, Юрий Кублановский, Мария Ватутина, академик Аполлон Давидсон, профессор Владимир Коллонтай и другие. Они настаивают на том, что великий русский поэт заслужил, наконец, достойную, соразмерную память.

Источник: mk.ru

Похожие записи