23 мая, 2022, 10:52

Select your Top Menu from wp menus
Нойз МС нарисовал страшное будущее в новом альбоме

Нойз МС нарисовал страшное будущее в новом альбоме

Мрачная антиутопия

Популярный артист Noize МС опубликовал полную версию нового, десятого по счету, альбома «Выход в город»: релиз расширился с «анонсовых» 10, вышедших ранее, до 40 композиций. Главной «фишкой» работы стали не музыка и поэзия, с которыми здесь, впрочем, все в полном порядке, а то, что каждый второй трек – не песня, а предисловие к ней, написанное и прочитанное самим же музыкантом.

Фото: vk.com/noizemc.

В итоге альбом растянут на 1,5 часа, до размеров полнометражного фильма. С одной стороны, пояснения автора к каждому треку — вещь любопытная и познавательная, с другой — они могут восприниматься, как настырность и сужать взгляд на сами песни. Вряд ли Иван Алексеев (Noize MC) намеренно ввел слушателя в положение несвободы, указывая путь размышлений, чтобы спровоцировать у последнего бунтарское желание самостоятельных исследований. Но скорее всего, артист реалистично оценил свое творчество, как сложное для понимания, перегруженное именами и историческими отсылками, поэтому пришлось записывать к и без того огромному альбому такой же внушительный аудиогид.

В альбоме достаточно уже выпущенных синглов и знакомых старых мелодий: трибьюты на Егора Летова, Осипа Мандельштами и Дэвида Боуи так и толкают под локоть поправить на груди розовую кофточку и спросить: «Почему в вашем творчестве так много ремейков?». Ответ скорее всего был бы не таким уничтожающим, как от Филиппа Киркорова журналистке Ирине Ароян. Трибьютами на этом альбоме можно гордиться.

Нойз заранее разъяснил поклонникам, что первая часть альбома, «Выход в город» из 10 треков, будет посвящена высокой теме: «Попытка вырваться из пут стесняющих обстоятельств в некое более свободное пространство — это сквозная тема всего альбома. Практически каждая песня здесь так или иначе обыгрывает этот мотив», — написал автор на своем сайте перед публикацией первой части пластинки еще в ноябре и разделил альбом на тематические блоки: «Прерванный полет», «Стрельба по своим», «Под колпаком», «Мы здесь не навсегда». Названия этих частей говорящие и смыслообразующие.

Стартуя на «Вояджере-1», треке от лица механического исследователя, одиноко бороздящего пространство Вселенной, артист сравнивает окружающих людей, глобализируя тему внутреннего одиночества. Как известный приверженец киберпанка Нойз одухотворяет роботов в песне «Трансгуманизм 2.0». Они мучаются от «багов» и «глюков» в мрачном футурологическом мире фантазий Ивана, но есть подозрение, что все проблемы от того, что их создали люди, которые сделали их «такими» — бесчувственными, не способными «согреть теплом своих клавиш» друг друга. Музыкант наделяет сознанием жадный, всепоглощающий, искусственный интеллект в треке «Паучьими тенетами», где до предела обострены нешуточные опасения о власти услужливых компьютерных сетей над людьми. «Я читаю твою мысль до того, как ты подумал», — сообщает искусственный спрут.

Целая серия исторических зарисовок о перманентной войне и уничтожении неугодных в любую эпоху сосредоточена в блоке «Стрельба по своим» и начинается с трека «Двадцатые годы». Текст вырос из размышлений над судьбой Сергея Есенина и окрашен в узнаваемые звуки балаганной булгаковской Москвы. Главный образ — солдат, танцующий на бруствере (насыпь для укрепления окопов) с бутылкой на голове, рифмуется с читающим, стоя на столе в кабаке, поэтом. И то, и другое кажется одинаково рискованным для жизни и читается, как форма самоубийства. Дни Турбиных давно сочтены, романс будто бы исторический, но на самом деле не случайно перекликается с 20-ми годами, которые только только начались. Стихи Нойза выглядят пророческими, хотя и не хотелось бы, чтобы и наши 20-е продолжились тоже — «без мутящих воду и чуждых народу упаднических поэтов». Над «шестерками, сексотами, идиотами в погонах, дураками в эполетах» время невластно. Жутким камертоном всему «блоку» становятся множественные выстрелы в трибьюте Осипу Мандельштаму «Век-волкодав» — невероятная по мелодии, исполнению и поэтической подаче песня.

Тема молчания, лежа лицом в пол при обыске спеназом, раскрывается в сатирической «Песне предателя», который огорчает своими словами «ранимого омоновца», «нежного мента» или «очень чувствительного президента» и также «обидчивую гэбню» под бдительныи присмотром «Роскомнадзора». Песня эта могла бы быть гомерически смешной, если бы не была настолько грустной, собственно, как и все в этом альбоме. 

Этот релиз, пожалуй, самый откровенный и душевный из всего творества Нойза МС и его команды. «Опыт отсутствия», песня о смерти, выросшая и оформившаяся на эмоциональном фоне утраты матери, пожалуй, номер один в списке душераздирающих, но при этом философских композиций альбома. В целом взгляд на мир у автора довольно пессимитичный, даже в любовной лирике «Букет крапивы» жизнь предстает сплошным мучением и отравленной рекой.

«Выход в город» вышел у Нойза настолько разноплановым в переживаниях несвободы и зависимости – от политической и полицейской системы, от интернета, от собственного тела, что трудно его воспринимать как нечто цельное – блюдо приготовили на всех, раздали и выскребли со дна остатки. На фоне пластиковой тик-ток культуры вышел этакий рэп-многотомник Льва Толстого, изобилующий переводами с французского и разъяснениями под пронумерованными сносками.

Отказавшись по состоянию здоровья от гастрольного тура в начале августа, Нойз сосредоточился на качестве записываемого материала, и это принесло результаты. Для эпохи отвратительного mp3 качества музыки, пережатого и передавленного звука в Интернете, альбом «Выход в город» выглядит слишком качественным динозавром, здесь, безусловно, меломанам есть чем порадовать уши. Каждый трек узнаваемый и многослойный по звучанию. Нойз МС давно вышел за рамки рэп-музыки, к которой его изначально причисляли из-за быстрой речитативной манеры исполнения. Здесь он свободно использует любой жанр, который покажется ему подходящим для передачи основной идеи. Не важно, эстрада 70-х это, балалаечная тоска с колоколами или техногенные звуки движущегося по проводам электричества. Улавливаемые в нойзовском синтезе всего со всем этнические ноты только делают эту музыку роднее для русской души.

Источник: mk.ru

Похожие записи