29 июня, 2022, 3:29

Select your Top Menu from wp menus
Аниматоры просят: «Не ломайте мир, если не умеете его чинить»

Аниматоры просят: «Не ломайте мир, если не умеете его чинить»

От Миядзаки до Норштейна

Одновременно с первым снегом в Москву вернулся Большой фестиваль мультфильмов. С собой он принес анимационные работы, выполненные режиссерами всего мира в разных жанрах, техниках и форматах. Открылся фестиваль новым полнометражным мультфильмом известного чешского режиссера Микаэллы Павлатовой «Моя афганская семья». Это невероятно актуальная и деликатно рассказанная история о европейской девушке, влюбившейся в сокурсника-афганца и вынужденной следовать традициям его семьи.

Кадр из фильма «Где Анна Франк», режиссер Ари Фольман (Бельгия, Люксембург, Франция, Нидерланды, Израиль).

Сориентироваться в программе такого анимадока легко по названиям: «То, что нас тревожит», «Личные истории», «Только для женщин!», «За забором. Фильмы о душевном и ментальном здоровье».

Так, Бастьен Дюбуа в течение десяти лет снимал 15-минутный фильм «Воспоминание, воспоминание» (Франция) о своем дедушке, ветеране алжирской войны, даже записывал его голос на диктофон. Как все бывалые солдаты, дедушка предпочитал не говорить о том, что ему пришлось пережить на самом деле. А иммигрировавшая в Германию подростком Евгения Гострер, режиссер фильма «Вишневая косточка», пытается вывести на разговор своих родителей: не жалеют ли о том, что пожертвовали молодостью и карьерой ради призрачного счастья детей в чужой стране. 

Кадр из фильма «Моя афганская семья», режиссер Михаэла Павлатова (Чехия, Франция, Словакия).

В шестиминутной визуальной поэме «Всего лишь ребенок» (Швейцария) сразу двадцать режиссеров под руководством Симоне Джампаоло «оживляют» яркую эмоциональную речь 12-летней Северн Куллис-Судзуки, которую она произнесла в 1992 году на саммите ООН в защиту планеты. Ее призыв, обращенный ко взрослым: «Если вы не знаете, как это исправить, перестаньте ломать!» – сегодня все так же злободневен.

В этом году 80-летние юбилеи отметили два выдающихся режиссера – Юрий Норштейн и Хаяо Миядзаки. Оба мастера и ныне в строю и снимают новые фильмы. Отрывки из будущей «Шинели» Юрия Борисовича доступны для просмотра в Сети. Миядзаки уже несколько лет работает над проектом «Как вы поживаете?» по одноименному роману Гэндзабуро Есино 1937 года, любимому режиссером с детства. На фестивале Юрий Норштейн прочитает лекцию,  посвященную куклам в анимации. В честь его японского коллеги в программе «Уик-энд Хаяо Миядзаки» на большом экране покажут несколько самых известных его фильмов.

Кадр из фильма «Переход», режиссер Флоранс Мьель (Франция, Германия, Чехия).

Российские режиссеры постоянно сетуют на то, что авторские фильмы с трудом доходят до телеэкранов. В программе представлена студенческая  и сериальная анимация. «Иисус, история одного слова. В пустыне» (реж.Антуан Робер, Франция) и «Спички» (реж. Геза М.Тот, Венгрия)  открывают совершенно иной мир анимационных сериалов – остроумный и неожиданный.

В разделе полнометражных фильмов для детей участвуют «Пес Веник: счастливая жизнь в Париже» (реж. Стефани Обье, Венсан Патар, Дави Дюран, Франция) и два более серьезных фильма – драматически-авантюрный «Переход» (реж. Флоранс Мьель, Франция, Германия, Чехия) и «Где Анна Франк» (реж. Ари Фольман, Израиль, Бельгия, Франция). В необычайно красивом «Переходе», снятом в технике живописи на стекле, брат и сестра, вынужденные бежать из разграбленной деревушки, отправляются в опасное путешествие в поисках своей семьи и мира. В анимационной фантазии про Анну Франк 13-летняя героиня выходит из своего печально знаменитого дневника в поисках справедливости в современном Амстердаме, а режиссер соединяет историческое прошлое с сегодняшней жизнью Европы.

Кадр из фильма «Пес Веник: счастливая жизнь в Париже», режиссеры Стефани Обье, Венсан Патар, Дави Дюран (Бельгия, Франция, Финляндия, Исландия).

Закроется фестиваль японской полнометражной трагикомедией «Никуко из рыбацкой гавани» (режиссер Аюму Ватанабэ) – экранизацией одноименного романа Канако Ниси о сильной и простодушной матери и ее 11-летней дочери, живущих вдвоем в лодке. Героини проходят совместный путь, чтобы понять и принять друг друга, и вероятно, именно эту тему можно назвать лейтмотивом всей современной анимации – умение понимать и принимать этот мир.

Источник: mk.ru

Похожие записи