7 декабря, 2021, 14:10

Select your Top Menu from wp menus
В России предложили повысить тарифы за проезд по платным трассам

В России предложили повысить тарифы за проезд по платным трассам

«Может вызвать серьёзную негативную социальную реакцию»

Минтранс РФ предложил поднять стоимость проезда по платным дорогам, чтобы быстрее погасить имеющиеся долги «Автодора» и финансировать строительство новых трасс. Стоимость проезда по платным федеральным трассам и искусственным сооружениям, к которым относятся мосты, хотят увеличить на 40–70%.

Фото: Геннадий Черкасов

Максимальная стоимость проезда легковых машин по реконструированным и обустроенным «Автодором» дорогам Минтранс предлагает поднять с 3 до 5 рублей за километр. Цена за проезд по мостам и путепроводам вырастет с 21 до 29 рублей за километр. Водители грузовиков и автобусов за движение по этим трассам будут выкладывать не 9,5 рубля, как сейчас, а 16,25 рубля за километр. Проезд по мостам для них вырастет с 66,5 рубля до 91,5 рубля за километр. По дорогам, построенным с нуля, тарифы для легковушек вырастут до 8 рублей, а для грузовиков и автобусов — до 25 рублей за километр. Рост цен объясняется необходимостью искать оптимальные пути обслуживания и возврата долга по ряду крупных проектов «Автодора». Ныне действующий тариф был установлен пять лет назад и уже не соответствует реалиям времени, говорится в документах.

«Повышение цен Минтранс делает в интересах сохранения всего сегмента экономики и такого частного бизнеса, как платные дороги, — говорит директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. — Концессионер (владелец) должен поддерживать эту трассу в нормативном состоянии. Есть конкретные технические требования, соблюдение которых стоит определенных денег. А по всему спектру дорожно-строительных материалов цены выросли за эти годы более чем на 30–35%». Для того чтобы на новую дорогу пришел частный инвестор, необходимо, чтобы она окупалась. Но при нынешних тарифах вероятность их привлечения невелика, и в таком виде государственно-частное партнерство (ГЧП) теряет всякий смысл.

Но даже при новых тарифах нет гарантии, что частные инвесторы будут активнее участвовать в дорожном строительстве. Стоимость 1 километра новой шестиполосной дороги составляет 0,8–1,0 млрд рублей, а окупятся ли вложенные в этот проект даже 50% частных инвестиций, сильно зависит от поведения водителей и их доходов. Только люди с достатком не захотят ждать или объезжать и будут готовы платить деньги за комфортный проезд, считает эксперт. Он предлагает рассмотреть стоимость на примере трассы Москва—Петербург. Если эти 800 км ехать по платной дороге по цене 5 руб. за километр, то автомобилист заплатит 4000 рублей, если тариф повысят до 8 рублей, то выйдет уже 6400 рублей. Вот эту разницу в 2400 рублей даже на такой популярной трассе не все будут готовы платить. «Ничего ужасного не произойдет: просто водители, которые не захотят оплачивать эту разницу, доедут до места по бесплатным дорогам. Это не гречка или подсолнечное масло, здесь всегда есть выбор у потребителей», — обращает внимание эксперт.

Однако другие аналитики считают, что такие меры могут вызвать неприятие у водителей. «Простое увеличение платы за проезд, особенно вокруг столичных агломераций, может вызвать серьезную негативную социальную реакцию, — считает директор департамента рынка капиталов ИК «Универ Капитал» Артем Лютик. — Даже если оно будет сравнительно небольшим — примерно на треть, — это значительно превышает уровень инфляции».

Не секрет, что трассы М-11 «Нева» и М-4 «Дон» фактически являются торговыми коридорами для доставки в московский макрорегион импортных грузов (в том числе овощей и фруктов) из портов Санкт-Петербург и Новороссийск. И альтернативы этим коридорам просто не существует. Очевидно, что предлагаемое повышение тарифов за проезд автоматически приведет к существенному росту цен на продукты питания в магазинах.

Предложение наверняка вызовет волну гнева и у автомобилистов. К примеру, на трассе «Дон» у Каменск-Шахтинска (Ростовская область) стоит знаменитый мост через реку Северский Донец. Сооружение ремонтируют уже несколько лет. В период летних отпусков возле автомоста в обе стороны образуются многокилометровые пробки, в которых можно стоять по 4–5 часов. Да и весь участок федеральной дороги «Дон» от границ Воронежской области до Ростова-на-Дону вызывает из-за ям и колеи у автомобилистов поток нескончаемой ругани в сторону руководителей «Автодора». Закончить капитальный ремонт знаменитого моста Минтранс, помнится, должен был еще к Олимпиаде в Сочи. С той поры существенно выросли сметы дорожных работ, а заодно и зарплаты у чиновников, но их обещания навести порядок на трассе М-4 так и остались лежать на этой федеральной дороге. О каком росте тарифов за проезд можно говорить при таком отвратительном качестве услуг?

Источник

Похожие записи